Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/conf/2003-09-chel/01.htm
Обновлено: 20.11.2017

Investor Relations - системный подход в конкуренции за деньги инвесторов

Пермяков Олег Анатольевич Президент корпорации СТРАТУМ
Советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО

Список тезисов

    Посредственный бизнес конкурирует на рынке товаров.
    Великий бизнес - на рынке капитала.
    Д.Рубенстайн, CEO Carlyle Group

Двигатель любого бизнеса - OPM, Other People's Money, "деньги других людей". "Другие люди" - Покупатели - определяют полезность ваших товаров и услуг, назначают цену и платят (или не платят) вам деньги. И одна категория покупателей определяет, сколько стоит ваш бизнес в целом. Это Инвесторы - кредиторы, акционеры, владельцы паев, вкладчики, дольщики и т.п.

В отличие от прочих покупателей, инвесторы покупают риск и ожидают сооответствующую премию. Ожиданиями инвесторов можно и нужно управлять. В этом контексте Investor Relations - системное управление ожиданиями инвесторов для достижения требуемой ответной реакции.

Ценность (и цена!) IR колоссальна. Интернет-лихорадка конца 90-х и обвал Nasdaq в 2001, приливы и отливы международных капиталов в emerging markets (Аргентина, Мескика, ЮВА), пирамиды МММ и ГКО, доллары "в чулке" - результаты IR на уровне массового сознания. 40+ миллиардная капитализация ЮКОСа, размещение 1 транша облигаций АИЖК, ажиотаж при IPO РосБизнесКонсалтинг, квартальный рост капитализации ОАО "Ритэк" с 80 до 140 млн.долл., 13% рост котировок "Ростелеком" на следующий день после проведения конференции "Ростелеком - 10 лет" - примеры успешного выполнения системных проектов IR.

Кому нужны Investor Relations?

  • Публичным компаниям - для повышения капитализации;
  • Эмитентам - для успешного размещения ценных бумаг;
  • Компаниям, привлекающим финансирование через частное или публичное размещение акций - для увеличения притока капитала;
  • Инициаторам нового бизнеса, привлекающим проектное финансирование с ограниченным или нулевым регрессом - чтобы проект в принципе состоялся;
  • Заемщикам кредитных ресурсов - для снижения стоимости заимствований;
  • Продавцам и покупателям бизнеса - для получения выгодных условий сделки;
  • Розничным продавцам инвестиций (ПИФам, НПФам, банкам, страховым компаниям и пр.) - для победы над конкурентами;
  • Строителям - для привлечения инвесторов, в т.ч., дольщиков;
  • Субъектам федерации - для стимулирования инвестиционных процессов;
  • Таким образом, ВСЕМ - для повышения инвестиционной привлекательности.

Элементарные "заповеди" выстраивания отношений с инвесторами.

  1. Инвестор - не игрок в рулетку. Он покупает риск и доходность после добросовестной проверки бизнеса и менеджмента (due diligence) - так же, как мы бы нанимали водителя с его раритетным автомобилем. Главное в автомобиле - надежность, в водителе - профессионализм.
  2. Познай своего инвестора. Инвесторы разные и имеют свои предпочтения, так же, как любые покупатели. В основе IR лежит углубленный анализ инвестиционных настроений и приоритетов инвестиционного сообщества и их использование для реализации потребностей бизнеса заказчика.
  3. Возлюби инвестора своего, как себя самого. Соблюдайте его интересы. Делитесь с ним, особенно информацией. Думайте за него. Одна из задач IR - подготовка аргументов для убедительного ответа на вопрос пристрастного инвестора - а почему, собственно, он должен вложить свои деньги именно в этот бизнес или инвестиционный товар.
  4. Кесарю - кесарево, инвестору - инвесторово. Предложите инвестору четко сформулированный инвестиционный товар в привычной для него упаковке. Говорите с инвестором на его языке. Каталог продукции - для покупателя, годовой отчет и меморандумы - для инвестора.
  5. Готовь сани летом. Репутация и размер имеют значение. Системные проекты IR занимают годы, но ставят ваш бизнес в один ряд с величайшими - конкурирующими на рынке капиталов.

СТРАТУМ Консалтинг предлагает профессиональные услуги в сфере Investor Relations и приглашает к партнерству для освоения инвестиций.



© 1998-2023 Дмитрий Рябых