Повышение конкурентоспособности предприятий с помощью средств оперативно-стратегического управленияМасалович Андрей (Президент консорциума "Инфорус")Маркетинг розничных сетей …Стильные выгнутые конструкции образовывали полукруглую стену, от края до края заполненную глянцевыми экранами. Экраны пестрили графиками, таблицами и диаграммами, отображая состояние объектов Корпорации в разных регионах. В зависимости от характера поступающей оперативной информации, фрагменты диаграмм окрашивались в различные цвета - зеленый (все параметры находятся в пределах нормы), желтый (ряд параметров достиг предельно допустимых значений) или красный (ситуация критическая, и необходимо экстренное вмешательство оператора). Впрочем, красных экранов было немного, и дежурные диспетчеры могли спокойно заниматься возникшими проблемами. Результаты их действий также отображались на центральных экранах, что позволяло топ-менеджерам оценивать динамику устранения сбоев. Данные о наиболее серьезной проблеме проецировались также на огромный - от пола до потолка - центральный экран, обеспечивая возможность коллективного анализа ситуации. Нет, это не кадр из фильма о "компаниях будущего" и не репортаж из аэрокосмической фирмы НАСА. Так выглядит сегодня управление территориальными объектами компании "Global One", одного из лидеров коммуникационного рынка России. Ситуационные Центры, оружие президентов и дорогостоящая игрушка спецслужб, превратились в инструмент оперативно-стратегического управления крупным бизнесом. Конечно, произошло это не сразу. Десятилетиями учетные системы, помогающие управлять ресурсами и хозяйственной деятельностью фирмы, назывались "системами управления" и считалось, что их возможностей достаточно для принятия оптимальных решений в сложных условиях. Однако когда эти условия наступили, и предельно возросший уровень конкуренции, а также нестабильность внешнего мира, заставили вести постоянный мониторинг деятельности крупных и средних фирм и практически ежедневно принимать стратегически важные решения, выяснилось, что даже лучшие системы управления часто неспособны помочь директору. Почему? Можно выделить семь основных требований, предъявляемых к системам, обслуживающим первых лиц компании:
Таким образом, простые по сути вопросы руководителя - что происходит у меня на фирме, куда все движется, какие есть варианты, какой из них выбрать и каковы шансы на успех - могут поставить в тупик любую традиционную учетную систему. А стоит ли ломать копья, подумает читатель. Опыт и интуиция руководителя позволят найти выход из любой ситуации, связи его покровителей выправят положение в особо трудных случаях, а достаточный запас оборотных средств сделает локальные ошибки безболезненными. К сожалению, сейчас это не так. Давайте обратимся к цифрам, полученным при анализе деятельности реальных российских компаний:
И такие примеры можно продолжить. Методы управления фирмой "на глазок" в условиях предельно усилившейся конкуренции и всеобщего падения доходности просто перестали работать. Директорам спешно понадобился новый инструмент - мощный, удобный, адаптивный. К счастью, технологии, позволяющие создавать адаптивные модели бизнеса и находить оптимальные решения в изменчивой среде, сегодня известны и отработаны. Они лежат в основе т.н. Центров стратегического управления, или Ситуационных Центров, обслуживающих правительства развитых стран, спецслужбы и министерства по чрезвычайным ситуациям. Бурное развитие соответствующего инструментария в последние годы сделало технологии Ситуационных центров (СЦ) доступными для крупного и среднего бизнеса. Что же такое "Ситуационные Центры" и какова их история? Ситуационный центр представляет собой комплекс специально организованных рабочих мест для персональной и коллективной аналитической работы группы руководителей. Основной задачей Ситуационного Центра является поддержка принятия стратегических решений на основе визуализации и углубленной аналитической обработки оперативной информации. Эффективность СЦ выражается в том, что он позволяют подключить к активной работе по принятию решения резервы образного, ассоциативного мышления. Представление ситуации в виде образов как бы "сжимает" информацию, обеспечивая обобщенное восприятие происходящих событий. Концепция Ситуационных Центров была предложена английским кибернетиком Стаффордом Биром в 70-е годы. Первый Ситуационный Центр для первых лиц государства был создан под руководством Бира в конце 70-х годов. Концепция Ситуационных Центров, как комплексных информационно-аналитических систем поддержки и принятия управленческих решений является сегодня весьма популярной. В настоящий момент в мире существует около трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. Так, Президента США обслуживают четыре СЦ. Несколько десятков СЦ существует в Европе, например в Норвегии их 10. Один из самых технически оснащенных СЦ находится в распоряжении правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных, экономических и политических проблем. В России одним из первых прообразов СЦ стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году. На основе отработанных в нем решений был создан Ситуационный Центр руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям. СЦ обеспечивает визуализацию текущего и прогнозируемого состояния анализируемой ситуации, показывая, какие имеются силы, средства, какие предлагаются рекомендации. На основе всей этой информации принимаются решения, которые с помощью имеющихся в ситуационном центре средств доводятся до спасателей. Еще один ситуационный центр был создан в 1994 году в Совете безопасности при Президенте. Он достаточно успешно функционирует и по сей день. Этот центр позволяет осуществлять мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая таким образом вырабатывать решения. В феврале 1996 года был введен в строй ситуационный центр в резиденции Президента. Это достаточно сложный программно-мультимедийный комплекс: три экрана размером 1,5x2 м, более десятка рабочих станций (студий нелинейного монтажа, графических станций, компьютеров для подготовки презентаций), мощный сервер, который хранит огромные объемы информации, а также набор различных инструментальных средств, позволяющих обрабатывать информацию и представлять ее Президенту. При анализе ситуации Президентом материал оперативно дополняется новыми данными, компьютер обрабатывает информацию и визуализирует на экране результаты моделирования. На их основе вырабатываются решения, которые доводятся до исполнителей средствами того же ситуационного центра. Создается ситуационный центр при Правительстве РФ, а также ряд ситуационных комнат для губернаторов Ленинградской, Орловской, Белгородской, Тюменской и других областей. В общей сложности уже стартовало 20 таких региональных проектов. Вопрос создания системы СЦ на уровне управлений активно прорабатывается в ФСБ. Рассматривается также проект технической реорганизации Ситуационного Центра Президента России на основе самых современных решений в области визуализации и аналитической обработки данных. Давайте вкратце перечислим методы и технологии СЦ, которые позволяют решать задачи, непосильные традиционным пакетам BPR :
Комплексное использование перечисленных методов и инструментальных пакетов позволяет строить экспресс-модели различных видов бизнеса, исследовать их в различных ситуациях и выбирать оптимальные варианты реорганизации. По данному пути пошли сегодня многие компании. Анализ рынка показывает, что все новые и новые фирмы, отчаявшись найти готовое решение для управления бизнесом, приобретают комплект инструментальных средств, чтобы на их основе создать собственную систему управления. В этом деле им весьма помогают новые продукты фирмы Megaputer Intelligence - пакеты PolyAnalyst, Web Analyst и другие (www.megaputer.ru). Однако для торговых фирм и холдингом адекватное решение "под ключ" уже присутствует на рынке. В начале 1999 года на российский рынок вышел пакет оперативно-стратегического управления торговым предприятием "Триумф-Аналитика", основанный на технологиях ситуационных центров. Пакет является совместной разработкой Корпорации "Парус" и Национального Альянса Управляющих, Консультантов и Аналитиков. Пакет "Триумф-Аналитика" позволяет моделировать развитие торгового бизнеса в различных условиях, оценивать последствия различных видов реорганизации и управленческих решений, управлять финансовыми потоками торгово-промышленного холдинга и др. Эффективность воплощенных в пакете методов демонстрирует деловая игра "Управление супермаркетом", свободно распространяемая в Интернет (см., например www.infoart.ru, ta.interrussoft.com). Игра моделирует различные рыночные ситуации (кризис августа 1998 года, рецессию, растущий рынок) и заставляет пользователя находить адекватные управленческие решения для получения максимальной прибыли в каждом случае. Впрочем, шансы игрока невелики. Методы ситуационного моделирования позволяют программе практически мгновенно найти наилучшее решение из миллиарда возможных… Впрочем, пакеты "Триумф-Аналитика" и "Парус-Аналитика" требуют отдельного разговора. Тем же, кого заинтересовали возможности применения технологий Ситуационных центров в бизнесе, рекомендуем обратиться к компакт-диску "Оружие успеха", где собраны десятки статей и демонстрационных материалов по данной тематике, а также около 40 книг по управлению бизнесом.
С автором можно связаться по телефону 267-36-03 или по e-mail : am@inforus.org |
|