Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-1.htm
Обновлено: 20.11.2017

Материалы семинара 'Маркетинг образовательных услуг'

Оглавление материалов семинара


Часть 1:

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аржаных Е.В.

Центр исследований и статистики науки Минпромнауки и РАН

Arganih@csrs.ru

Никогда раньше Россия не испытывала столь острую потребность использовать научно-технические достижения для обеспечения экономического роста. Ситуация требует ускорения трансформации огромных научно-технических ресурсов в коммерческий результат. Решение новых задач требует новых знаний. Получить образование или повысить профессиональную квалификацию в области инновационного менеджмента реально. Однако рынок инновационно-управленческих образовательных услуг нуждается в серьезном развитии, которое в настоящее сдерживается рядом факторов, в первую очередь – низким платежеспособным спросом на соответствующие услуги. Для того, чтобы заинтересовать предприятия в получении образовательных услуг и расширить подготовку новых управленческих кадров, образовательным учреждениям необходимо точнее учитывать потребности предприятий, диверсифицируя соответствующим образом свою деятельность. Какие требования выдвигают предприятий научно-технической сферы к этой сфере деятельности? Кто может быть эффективным руководителем? Как подготовить такого специалиста? Как задержать его в сфере науки и инноваций? Что можно сделать, чтобы поднять уровень подготовки менеджеров?

Актуальность проблемы совершенствования менеджмента на предприятиях научно-технической сферы подтвердили, в частности, результаты обследований ЦИСН, проведенных в 1995-1998 гг. по проблемам развития российской академической науки, конверсии, социально-экономического положения российских ученых, а также состояния критических технологий федерального уровня. Учеными, представляющими различные области науки, различные научные организации и предприятия научно-технической сферы, была высказана острая необходимость развития современного менеджмента и обеспокоенность по поводу отсутствия специалистов соответствующего профиля в научных организациях и на промышленных предприятиях. В новых экономических условиях управленческие функции легли либо на старых специалистов,, которым было достаточно сложно принять новые “правила игры” в условиях кризиса научной сферы, либо на “выходцев” из науки, которым пришлось осваивать несвойственные им виды управленческой деятельности методом “проб и ошибок” часто в ущерб профессиональной научной деятельности.

В причинах неудач предпринимательской деятельности российских предприятий как субъектов рынка собственно рыночные факторы в несколько раз превосходят производственные и технические причины. В силу этого постоянное изучение рынка приобретает первостепенную значимость, обеспечивая заблаговременную координацию производства и сбыта, приспособление продукции предприятий к динамике рынка, позволяя определить выгодные сегменты рынка, инициируя инновационную деятельность и диверсификацию производства с учетом конъюнктуры рынка и возможностей предприятия. И такая деятельность может быть обеспечена только специально обученным персоналом.

Реакция сферы образования на острый дефицит квалифицированных менеджеров была адекватна: в последнее время появились многочисленные структуры в государственных и негосударственных вузах и разнообразных коммерческих центра, ориентированные именно на подготовку новых специалистов в этой области. Однако пока это не решило проблемы кадрового обеспечения научно-технической сферы и активизации инновационных процессов. Международное сотрудничество в области подготовки управленческих кадров для научно-технической сферы, техническая помощь зарубежных университетов и фирм, реализация международных образовательных программ в области менеджмента, в том числе – инновационного, хотя и оказались полезными, но также не смогли полностью оправдать ожидания российской стороны. Это доказывает, что для обеспечения адекватного обучения менеджеров необходимо изучение и учет потребностей научно-технической сферы в кадрах соответствующей квалификации, или в широком понимании – маркетинг менеджмент–образования.

Указанные вопросы нашли свое отражение в исследовании “Обследование рынка образовательных услуг в научно-технической сфере”, которое базироваться на равноправном изучении спроса на соответствующие услуги и их предложения. С этой целью была проведена серия качественных углубленных интервью с руководителями предприятий научно-технической сферы как реальным и потенциальным потребителям образовательных услуг, и с руководителями образовательных учреждений, представляющих соответствующие услуги.

Согласованное рассмотрение спроса и предложения на рынке услуг в области инновационного образования на фоне общеэкономической ситуации в стране, положения научно-технической сферы, формирования инновационного климата позволило выделить наиболее острые проблемы в этой сфере, решение которых должно, в конечном счете, способствовать развитию научно-технической сферы и активизации инновационной деятельности в России.

Исследование показало, что эксперты негативно оценивают инновационный климат в России, выделяя основные причины такого положения. С одной стороны, – недостаточное внимание федеральных и региональных структур к проблемам научно-технической сферы, обеспечивающей создание инновационных технологий и продуктов. С другой – низкий спрос со стороны потребителей на инновационные технологии и продукты. Это, в свою очередь, обусловлено как отсутствием у предприятий свободных оборотных средств, так и недостаточным пониманием необходимости внедрения новшеств с целью обеспечения высокой конкурентоспособности продукции.

В то же время есть предпосылки улучшения инновационного климата: созданный ранее научный задел, наличие квалифицированных научно-технических кадров, повышение внимания к научно-технической сфере на федеральном, а также на региональном уровнях власти, постепенное формирование новой законодательной и нормативной базы, способствующей активизации инновационный деятельности.

Квалифицированный менеджмент, ориентированный на повышение рыночной активности предприятий, инициирующий инновационную деятельность, как предприятий-производителей, так и предприятий-потребителей, рассматривается экспертами как важный фактор улучшения инновационного климата. И это распространяется на все уровни управления научно-технической сферой: от федерального и регионального до предприятия.

Говорить о сформировавшемся рынке образовательных услуг в области управления научно-технической и инновационной деятельностью пока рано, хотя определенный задел имеется. В настоящее время получить образование в этой области в принципе возможно. Оно предоставляется как в рамках основного, так и дополнительного образования.

Выявлены основные причины, сдерживающие становление рынка образовательных услуг в этой области. Основной причиной, тормозящей его развитие, является низкий платежеспособный спрос на соответствующие образовательные услуги. Сдерживают его и сами управленческие кадры научно-технической сферы. Далеко не все лица, занятые в управлении, осознают необходимость целенаправленно овладевать новыми знаниями, связанными с развитием рыночных отношений, полагаясь на накопленный опыт, который, однако, не адекватен новым требованиям и новым проблемам.

На сегодняшний день серьезные проблемы связаны с преподавательскими кадрами. Зачастую обучение в области управления научно-технической сферой и инновационного менеджмента осуществляется старыми преподавательскими кадрами. В то же время, в ряде вузов уделяется большое внимание переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и это дает положительные результаты. Но в целом по стране (это мнение разделяют как руководители предприятий, так и лица, обеспечивающие образовательный процесс) уровень преподавательских кадров не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Содержание образования также представляется неудовлетворительным. В высших учебных заведениях реализуются программы подготовки управленческих кадров на основании соответствующих государственных стандартов, которые обеспечивают базовый уровень управленческого образования. Государственные стандарты нуждаются в постоянном обновлении, и такая работа ведется (хотя и с запаздыванием). Что же касается центров дополнительного образования, то деятельность многих из них не удовлетворяет потенциальных потребителей соответствующих услуг. Эксперты отмечали, что она носит скорее формальный характер, а знания, которые они предоставляют, зачастую не соответствуют ни ожиданиям потребителей, ни стоимости обучения. В ряде учебных центров реализуются интересные программы, и делается это на высоком уровне, что, однако, не меняет общую ситуацию.

Бала выявлена недостаточная практическая направленность управленческого образования. Если же, и такие примеры есть, дополнительное образование ориентировано на практику управленческой работы, если к учебной деятельности широко привлекаются руководители и менеджеры, добившиеся успеха на конкретных предприятиях, и способные передать свой положительный практический опыт, то интерес к повышению квалификации в этой области растет.

Новым направлением в области обеспечения квалифицированного менеджмента является консультационная деятельность. Это особенно актуально для малых предприятий научно-технической сферы. И некоторые эксперты-руководители предприятий приводили примеры эффективного сотрудничества с консультантами. Руководители инновационных посреднических структур, предлагающих услуги такого рода, также считают, что использование квалифицированных консультантов способствует повышению эффективности деятельности предприятий. Однако большинство экспертов негативно отзывались о работе сторонних консультантов. В связи с этим можно говорить о необходимости целенаправленной образовательной деятельности, направленной на подготовку специфического управленческого персонала – специалистов в области управленческого консультирования.

Остро ощущается недостаточное обеспечение учебного процесса (включая самообразование) новой учебно-методической литературой по проблемам управления. Речь идет об изданиях, ориентированных именно на подготовку управленческого персонала для научно-технической и инновационной сфер. Целый ряд высших учебных заведений, других образовательных центров имеют серьезные наработки в этом деле. Однако масштабы этой деятельности носят ограниченный характер, новая литература издается небольшими тиражами, не пропагандируется и не рекламируется. В результате руководители и управленческий персонал предприятий не располагают надлежащей информацией по этому вопросу, а сами учебные центры ведут работу в этом направлении несогласованно.

Потребности большей части предприятий научно-технической сферы в области управленческого образования не достаточно развиты и актуализированы. Но уже сейчас здесь нужен регулярный и детальный маркетинг, который позволил бы отслеживать и учитывать формирование и изменение образовательных потребностей, форм и методов их удовлетворения. А при организации обучения, ориентируясь на удовлетворение запросов потенциальных потребителей образовательных услуг, необходимо в то же время добиваться повышения уровня этих потребностей, ориентировать их на получение глубоких теоретических и практических знаний, адекватных как текущим условиям, так и перспективам развития экономики в целом и научно-технической сферы в частности.

Целесообразно самое широкое изучение зарубежного опыта. Причем иностранных специалистов и преподавателей целесообразно в первую очередь вовлекать в учебно-методическую деятельность образовательных учреждений и специализированных центров, а также с их непосредственным участием обеспечивать подготовку и повышение квалификации российских преподавательских кадров. При реализации в России зарубежных образовательных программ в области управления научно-технической сферой и инновационной деятельностью необходимо проводить апробацию таких программ на российском поле, а по ее результатам – осуществлять их адоптацию с участием российских специалистов – организаторов научно-технической и инновационной деятельности и организаторов образования.

При формировании системы профессиональной подготовки управленческих кадров целесообразно обеспечить ее многоступенчатое и многофункциональное построение, при котором, по мере формирования и развития образовательных запросов конкретных потребителей (по мере расширения их профессиональной компетенции и служебной ответственности) будет обеспечено последовательное повышение уровня реализуемых образовательных программ в области управления научно-технической сферой.

Результаты исследования можно рассматривать как своего рода ориентир образовательным учреждениям при составлении планов и программ обучения.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Проф. Афоничкин А.И., доцент Горелик О.М., ст.пр.Волохин С.Б.

Волжский университет им.В.Н.Татищева. E-mail:afon_t@mail.ru

В настоящее время сложилось ясное понимание того, что именно интеллектуальная компонента экономического развития является одним из основных ее факторов. В этой связи, научно-образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба становится одним из национальных ресурсов обновления и развития России. В условиях транзитивной экономики государственный аппарат оказался не готовым к рыночной адаптации системы образования и эффективному регулированию рынка образовательных услуг.

Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг поставили перед высшими учебными заведениями страны целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно-методическое значение и связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям. Особенности управления высшей школой выражаются в необходимости: решения проблем образования на уровне государственной политики; реализации принципов системности и эффективности в управлении образованием на всех уровнях; в пересмотре роли и функций государства в организации управления образовательной инфраструктурой в регионах; привлечения к решению проблем воспроизводства квалифицированной рабочей силы различных социальных институтов; изменения соотношения ролей преподавателей и обучающихся в организации образовательного процесса.

Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса в вузах, выявление и систематизация основных проблем указанных механизмов на уровне региона, а также разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы, обусловили актуальность проблем маркетинга образовательных услуг.

Различным аспектам теории и практики применения моделей управления образовательной деятельностью в отечественной и зарубежной литературе уделяется значительное внимание, однако эффективные конкурентные стратегии управления образованием начинают только разрабатываться, поэтому опыт организации такого рода механизмов пока недостаточен и требуется проведение дополнительных исследований для выработки направлений управления данными процессами.

Обострение конкурентной борьбы на рынке труда и образовательных услуг объективно приводит к ситуации, когда необходимо решать вопросы децентрализации управления и передачи части полномочий по управлению высшей школой в регионы, корректировки и координации образовательной политики с учетом рыночных, экономических и культурно-исторических особенностей территории.

Разработка конкурентной политики предоставления образовательных услуг в системе высшего образования региона связана с решением следующие задачи: выделить место и роль высшего профессионального образования в структуре социально-экономических взаимоотношений; раскрыть особенности управления образовательной системой в странах с развитой рыночной экономикой и России; определить сущность и специфику понятия образовательной услуги, а также ее взаимосвязь с образовательной программой высшего профессионального образования с точки зрения рыночных регуляторов; провести анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги в условиях нарастающей сложности и изменчивости окружающей среды; разработать основные требования к процедурам оценки, сертификации и оптимизации образовательной программы в решении проблем управления эффективностью образовательной услуги, а также выработать механизмы реализации данных процедур; автоматизировать процедуру оптимизации интегрированной образовательной программы высшего образования.

Решение указанной проблемы следует начинать с обоснования сложной, двойственной социально-экономической сущности высшего образования и выявления его места на рынке образовательных услуг, сложившегося в результате трансфармационных процессов к началу посткризисного периода; далее следует выявление инфраструктурно-институциональных ресурсов для обеспечения эффективного развития научно-образовательного потенциала региона. На основании анализа факторов конкурентоспособности образовательных услуг может быть сформирована методика выбора эффективной образовательной модели.

Профессиональное образование имеет две важнейшие функции: во-первых - социальную, связанную с развитием личности; во-вторых - экономическую, определяемую процессами воспроизводства квалифицированной рабочей силы и научных кадров. Междисциплинарный характер проблем высшего образования требует и адекватного синтеза управленческих решений - системности и комплексности управления процессами организации образовательной деятельности.

Анализ методов определения эффективности образования привел к необходимости формализации обобщающих статических характеристик, которые и определили основные критерии оценки эффективности образовательной услуги для потребителя: сумма приведенных выгод, приведенных затрат, индекс прибыльности, чистая приведенная величина дохода и внутренняя норма отдачи. Анализ теоретических вопросов решения задачи определения вклада высшего профессионального образования в экономический рост на основе системного подхода позволили выявить пути повышения эффективности и содержания образования, повышения его качества: 1- осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов профессиональной подготовки и переподготовки, 2- обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных услуг высшей школы, 3- расширить роль самостоятельной работы студентов, 4- создать механизмы систематического обновления и обеспечения гибкости содержания образования на всех уровнях подготовки специалиста.

Обобщение методов оценки эффективности системы управления высшего образования позволило предложить в качестве комплексной оценки эффективности образовательной услуги получение соотношения “результаты/затраты” с использованием информационных оценок на базе вычисления потенциалов затрат и результатов. В ходе исследования, методы оценки эффективности были разделены на технологическую и экономическую, внутреннюю и внешнюю в соответствии с принципам сопоставления затрат и результатов. В качестве основных обобщающих статистических характеристик оценки эффективности можно использовать: сумма приведенных выгод, приведенных затрат, индекс прибыльности, чистая приведенная величина дохода и внутренняя норма отдачи.

Выявление специфических особенностей образовательной услуги, таких как: несохраняемость, неосязаемость, единство производства и потребления, отдаленность выгоды, позволяет оценить степень влияния и условия формирования конкурентных факторов на рынке образовательных услуг - уровень жизни населения, структуру занятости, темпы развития промышленного и непроизводственного секторов региона.

Анализ социально-экономического положения и рынка образовательных услуг Самарской области позволил сделать следующие выводы: уровень развития промышленности и непроизводственной сферы региона выше среднероссийского, уровень доходов населения обусловливают высокий показатель платежеспособного спроса на образовательные услуги высшей школы, который не полностью удовлетворяется имеющейся образовательной инфраструктурой. Для формального описания процессов регионального развития сгенерирована модель, где регион рассматривается как открытая система, условно разделенная на три взаимодействующих подсистемы: экономическую, природную и социальную. Обобщенная процедура моделирования включает в себя следующие этапы: 1 - определение конечного набора показателей состояния региона; 2 - составление методики формализации и идентификации параметров модели и их программная реализация; 3 - Разработка вариантов развития и представление вариантов в формальных терминах модели; 4 - проведение сравнительного анализа разработанных экспертами сценариев и синтез стратегии развития на базе оптимизированного варианта.

Эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности вуза должная строиться на сочетании методов научно-обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к особенностям российских регионов маркетинговых механизмов базироваться на основании следующих принципов: инноваций, диверсификации образовательных программ, синергетической эффективности, непрерывности образования, продвижения образовательных услуг, управления качеством.

Исследование теоретических и практико-ориентированных подходов к организации и управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг позволило в качестве структурообразующего элемента повышения конкурентоспособности предложить модель оптимизации интегрированной образовательной программы в рамках системы сертификации на региональном уровне. Экономическая и социальная компоненты эффективности предложенной методики повышения конкурентоспособности образовательной услуги заключаются в достижении следующих преимуществ: гибкость, модульность, параллельность, социальное равноправие, самореализация, масштабность и экономичность.

Систематизируя цели и структурируя их, в качестве основных можно отметить:

  • исследовать специфические особенности и современные тенденции развития регионального рынка образовательных услуг (в сфере высшего образования);
  • уточнить содержание категории “образовательная услуга” применительно к современному этапу развития системы высшего образования в России;
  • обобщить основные принципы и выработать факторы формирования модели рынка образовательных услуг на базе анализа социально-экономического развития региона;
  • классифицировать основные критерии удовлетворения потребителей образовательных услуг (с точки зрения организационных, экономических и личных предпочтений) и обосновать рекомендации по выбору конкурентоспособных образовательных услуг высшей школы;
  • разработать методику формирования эффективного профиля образовательной услуги на базе системы сертификации и дать оценку эффективности предлагаемого варианта механизма получения профессиональной подготовки в высшей школе;
  • сгенерировать компьютерный программный комплекс, реализующий методику формирования эффективного профиля образовательной услуги с использованием базы данных рейтинговой оценки образовательных учреждений (на примере Самарской области);

Результаты проведенного исследования позволяют выработать конкретные предложения по формированию конкурентной стратегии вуза и совершенствовать ее механизм реализации при внедрении в практику регионального управления образовательной деятельностью эффективных механизмов организации и инновационных методов образования в высшей школе, содействующих получению качественного и личностно-ориентированного профессионального образования широкими слоями населения и достижению вузами региона конкурентных преимуществ.

“СРЕДНИЙ КЛАСС НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ”

Игорь Березин

1. Кто такие - “средний класс”?

К среднему классу, или “средним слоям”, согласно аристотелевской традиции, относятся граждане, зарабатывающие на жизнь собственным трудом, и обеспечивающие таким образом свои семьям достойный уровень жизни. Не бедные, но и не богатые. Они заинтересованы в развитии государства, в том числе, и в первую очередь - в экономическом, и играют в обществе стабилизирующую роль.

К российскому среднему классу можно отнести семьи, имевшие в 2001 году доход в пределах от 150 до 1000 долларов в месяц в расчете на одного члена семьи. По различным оценкам такой доход в прошлом году имели от 15 до 25% российских семей. Далее мы будем оперировать средней оценкой в 20%, или 10 миллионов семей.

Из 10 миллионов семей российского среднего класса около 40%, или 4 миллиона проживает в 16 крупнейших городах страны - мегаполисах.

Несмотря на свою относительную не многочисленность российский средний класс играет роль ключевого потребителя на рынках товаров длительного пользования: автомобили, мебель, компьютеры, бытовая техника и т.п., а также - платных услуг: медицинских, туристических, образовательных.

2. Что есть “рынок образовательных услуг”?

Под рынком образовательных услуг, здесь и далее, мы будем понимать все материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.

С очевидностью этот рынок распадается на три сегмента: “белый”, “серый” и “черный”.

“Белый” сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.)

“Серый” сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц не оформляемых должным образом. Например - репетиторская деятельность без регистрации в качестве ПБЮЛ. Или - искажение статистических данных и налоговой отчетности. Или - введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме (“добровольных пожертвований”), без должного оформления, однако используемых исключительно для нужд образовательного процесса.

“Черный” сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий, или распространяющие свою деятельность далеко за рамки, обусловленные лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.

3. Исследовательский проект “Стиль жизни среднего класса”

Количественные и качественные оценки, которые будут приводиться в настоящем материале, основаны на данных, полученных в ходе реализации крупномасштабного исследовательского проекта “Стиль жизни среднего класса”. Поэтому представляется уместным коротко описать этот проект.

Проект реализуется журналом “Эксперт”, начиная с 1999 года. Начиная с 2001 года два раза в год (весной и осенью) проводятся две опросных волны, в каждую из которых в 16 крупнейших городах страны опрашивается 3000 респондентов, представляющих семьи, домохозяйства с душевым доходом, превышающим 150 долларов в месяц на одного члена семьи.

В ходе каждой опросной волны респондентам задается 160-190 вопросов, разбитых на 10-12 тематических блоков: Социально-демографические характеристики, Занятость, Жилье, Автомобиль, Материальное положение. Образ жизни и ценности, потребление: Мебели, Бытовой техники. Одежды и т.д.

Большинство материалов, полученных в ходе проведения исследовательского проекта “Стиль жизни среднего класса” предлагается рынку (на коммерческой основе) в виде тематических аналитических Отчетов, аналитических Справок, Баз данных.

4. Оценка объема рынка

Расходы на образование, собственное и своих детей, средние русские рассматривают в качестве вложения в собственный “человеческий капитал” -основной вид ресурса, которым обладают их семьи. Ведь именно образование, профессиональные навыки и способности к адаптации в меняющихся условиях позволяют представителям среднего класса найти достойно оплачиваемую работу и жить относительно обеспеченно.

Расходы по статье “Образование” в 2001 году имели около 60% семей российского среднего класса - от 4 до 6 миллионов семей. Средний уровень расходов на образование в семьях, где имелась такая статья расходов, составил 800-900 долларов за год на одну семью. Это позволяет оценить общие расходы на образование только россиян среднего класса в 3.2-5.4 миллиарда долларов. Даже, если предположить, что на средний класс приходится 90% всех расходов россиян на цели получения образования, объем рынка образовательных услуг в 2001 году можно оценить в 3.5-6 миллиардов долларов. Что в 2-3 раза превышает официальные данные Государственного Комитета по Статистике.

Расходы на образование составляют около 5% совокупных потребительских расходов россиян среднего класса. У семей американского среднего класса - около 2%, у малообеспеченных американцев, также как у малообеспеченных россиян - около 1%.

Пик расходов на цели образования приходится на период между 13-м и 20-м годами совместной жизни супругов. Очевидно, что именно в это время накладываются расходы по оплате образования детей и повышения собственной квалификации.

Расходы на образование достаточно эластичны по доходу. С ростом уровня дохода на 10% расходы на образование возрастают на 6-7%.

Москвичи тратят на образование в среднем на 40% больше денег, чем жители других мегаполисов и почти в два раза больше, чем жители Санкт-Петербурга.

5. Динамика рынка

Насколько позволяют судить имеющиеся у нас данные, динамика рынка образовательных услуг в России последние три года носит ярко выраженную положительную направленность. Даже если судить только по данным Госкомстата в 1999 году расходы на образование едва превышали 1 миллиард долларов в год. В 2000-м году они уже составили около 1.5 миллиардов долларов (рост на 40%). По итогам 2001 года россияне могут потратить на образование почти 2 миллиарда долларов (рост еще на 30%). В 2002-м году можно ожидать продолжения роста рынка достаточно высокими темпами - 20-25%, до уровня 2.3-2.5 миллиарда долларов за год (по официальным данным), и до 4-7 миллиардов (по нашим оценкам).

Одновременно с количественным ростом в 2002 году должен начаться качественный рост рынка. Это относится и к структуре спроса на образовательные услуги, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения. Либо образовательные учреждения должны начать рассматривать свои услуги как “обычный продукт”, с применением всех инструментов комплекса маркетинга, либо - постепенно покинуть рынок.

6. Ключевые проблемы рынка образовательных услуг

Первая проблема заключается в крайней непрозрачности, рыхлости этого рынка. Субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности: кто и за что отвечает, в каких рамках, кто, и на что имеет право. Нет четких формулировок даже по вопросу о том, что собственно является продуктом образовательного учреждения. Туманной является процедура ценообразования. А, следовательно, обоснование цены образовательных услуг является весьма слабым, что, конечно, не способствует символическому признанию этих цен “справедливыми”. Рыхлыми остаются ожидания всех участников рынка.

Вторая проблема состоит в большом временном лаге между возникновением спроса на специалистов того и иного профиля, например - на исследователей рынка, и периодом когда этот спрос может быть удовлетворен. По существующему сегодня контуру высшего образования это 3-5 лет. По МВА программам - 1.5-2 года. Скорость преобразований в экономике и, соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптационные возможности системы образования.

Третья проблема - разрыв между теоретическими знаниями, которые даются в вузах, и практическими навыками, которые требуются от специалистов. Частично она решается с помощью системы стажировок. Однако, последние зачастую носят весьма формальный характер. Не все благополучно и с теорией, особенно в сфере гуманитарных наук.

Четвертая проблема - противоречия между широтой и глубиной. Это противоречие закладывается еще в школе: количество преподаваемых там предметов неуклонно растет, а вместе с тем растут и нагрузки на учащихся. А абитуриенты все хуже владеют арифметикой, грамматикой и устной речью. Общая гуманитарная эрудиция также оставляет желать лучшего. Специалисту же глубоко разбирающемуся в какой-то одной узкой теме, но не обладающему широким взглядом, эрудицией и способностью к адаптации имеющихся знаний и навыков к решению различных проблем будет крайне сложно найти хорошую работу через три года.

ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ПУНКТОВ ДОСТУПА СИСТЕМЫ ИНТЕРНЕТ – ОБРАЗОВАНИЯ.

Богачев Сергей Александрович

Евразийский Открытый Институт,

Sbogachev@staff.mesi.ru

Описание сети пунктов доступа системы Интернет – образования.

Основной целью создания сети пунктов доступа является увеличение количества студентов системы интернет-образования, за счет организации для них доступа к данной системе, в специализированных пунктах, оснащенных компьютерной техникой и интернетом.

Мы пришли к необходимости создания таких пунктов, так как слабое развитие Интернета в регионах России заставляет отказываться многих студентов от обучения, по системе Интернет-образования. Виной этому является недоступность компьютеров, отсутствие быстрых каналов связи, недостаток информации о возможностях системы Интернет-образования. Для того, чтобы ликвидировать эти проблемы необходимо создавать пункты доступа к системе Интернет-образования.

Пунктом доступа системы Интернет-образования является организация или ее подразделение, предоставляющая студенту-экстерну доступ к данной системе, организующая документооборот между студентом и университетом, оказывающая консультации по вопросам обучения, а так же проводящая маркетинговые мероприятия в интересах нашего института.

Можно перечислить следующие преимущества использования сети доступа системы Интернет-образования:

  • позволяет привлечь гораздо большее число студентов для обучения в системе Интернет – образования.
  • позволяет снизить стоимость доставки учебной информации региональному студенту.

Ср. стоимость учебника распечатанного на принтере в пункте доступа – 50 рублей

Ср. стоимость учебника без распечатки (в случае изучения материала непосредственно на компьютере в пункте доступа) – 10-15 рублей

  • Снижение себестоимости обучения студента, позволяет снизить и цену услуг, что является существенным конкурентным преимуществом и позволяет значительно расширить долю нашего института на образовательном рынке.
  • Организация пункта доступа не требует получения лицензии и привлечения преподавательского состава, что позволяет выйти на локальные рынки недоступные обычным ВУЗам из-за отсутствия там преподавательского состава и соответственно оснований для получения лицензии. Это так же позволяет расширить долю института на рынке.
  • Переход на электронную систему тестирования студента позволит существенно снизить трудозатраты и еще больше сократить себестоимость обучения.

Результаты проекта создания опытных пунктов доступа.

Подобные проекты имеют сегодня уже многие ВУЗы. Самая развитая сеть пунктов доступа у института “ТАНТАЛ”. В данном ВУЗе обучается около 20000 студентов. Перед реализацией нашего проекта мы рассмотрели положительный опыт данного учебного заведения и постарались сделать нашу услугу более конкурентоспособной.

Целью нашего проекта было подтвердить практически эффективность работы пунктов доступа. В качестве опытных площадок были выбраны различные по численности и удаленности от Москвы населенные пункты:

г. Маркс (Саратовская обл.) – 40 000 жителей.

г. Ставрополь – 600 000 жителей.

г. Нижний Новгород – 1 800 000 жителей.

г. Иваново – 400 000 жителей.

г. Южно – Сахалинск – 200 000 жителей.

Организационно-правовая форма пунктов доступа – представительства ЕАОИ.

Пункты доступа оснащены компьютерами, имеют доступ к сети интернет, принтеры.

Все пункты доступа расположены в помещениях учебных заведений (ВУЗы и ССУЗы) и используют их материальную базу.

Руководит пунктом доступа - директор.

Все пункты доступа находятся на самоокупаемости, и финансируются исходя из определенного процента от валового оборота пункта доступа.

В начале октября 2001 года заработал первый пункт доступа в г. Марксе.

К январю было организовано уже все 5 пунктов доступа.

Пункт доступа

Количество учащихся

Дата заключения первых договоров со студентами (дата открытия)

Маркс

42

02.10.01

Ставрополь

76

06.10.01

Н. Новгород

27

27.11.01

Ю. Сахалинск

26

09.01.02

Иваново

68

Набор продолжается

Итого: 269

За три месяца было набрано 269 студентов в систему интернет – образования. Для сравнения: за все время работы системы Интернет-образования в ней обучаются чуть более 300 студентов.

Дальнейшее развитие сети пунктов доступа.

Организация первых опытных пунктов доступа доказала: сетевое образование может развиваться уже сейчас, при нынешнем уровне развития Интернета.

Более того, Интернет-образование необходимо развивать именно сейчас, если институт планирует сохранить лидирующие позиции на рынке дистанционного образования.

Но кроме этого, организация первых пунктов доступа выявила некоторые ориентиры, к которым необходимо стремится, для достижения цели наиболее коротким путем и с наименьшими издержками.

Вот эти ориентиры:

Организационно-правовая форма пунктов доступа должна позволять быстро открывать их и запускать в работу. Сегодня юристами института разработана типовая форма договора для организации пункта доступа. Этот договор позволит, при организации пунктов доступа, обходится без открытия представительств, а соответственно значительно сократит время и издержки на процесс создания пункта доступа. Первые договора будут заключены при организации разветвленной сети пунктов доступа в Москве. С этой целью руководством института ведутся активные переговоры с заинтересованными юридическими лицами.

Организационная структура университета должна быть сориентирована на работу с сетевыми студентами. В сетевом образовании преподаватель участвует в учебном процессе, только как консультант и экзаменатор. Все остальное за него делает компьютер. Поэтому эти две функции должны выполнятся очень качественно.

Что касается электронных учебников, то тут все первые студенты почти единогласно высказали просьбу в переводе их в более удобный для распечатки на принтере формат PDF. Это вызвано тем, что большинство студентов делают в пунктах доступа принт-копии для повторения материала дома.

По итогам эксперимента можно сделать вывод, что создание пунктов доступа оправдывает себя как маркетинговый инструмент продвижения системы интернет – образования и обеспечивает существенный рост числа интернет – студентов.

МЕСТО И РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В МАРКЕТИНГЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Борисова Юлия Вячеславовна,

зам. начальника Службы маркетинга, преподаватель, соискатель ученой степени Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

E-mail: jborisova@staff.mesi.ru

Многие сегодня считают, что маркетинг у нас в стране появился в конце 80–х – начале 90–х годов. Да, именно в этот период, словосочетание маркетинг стремительно вошло в наш повседневный речевой оборот.

Маркетинг – это регулирование производства и сбыта продуктов и услуг для достижения целей фирмы на основе учета требований потребителей и условий, сложившихся на рынке.

В настоящее время наличие службы маркетинга в любой организации стало рассматриваться как некий стандарт рыночного мышления современного руководителя.

И для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие как на специалистов образования, так и на потребителей их продукции - абитуриентов, школьников, студентов, слушателей.

Маркетинг образования представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в образовании; образовательного учреждения – в развитии; фирм и других организаций-заказчиков – в росте кадрового потенциала; общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

В зависимости от степени вовлеченности образовательных учреждений в маркетинг можно выделить три уровня использования данной концепции:

  • деятельность учебного заведения в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления;
  • в учебном заведении используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство образовательных продуктов и услуг исходя из изучения спроса и конъюнктуры рынка и др.), хотя в целом “дух” маркетинга не охватил все образовательное учреждение;
  • в учебном заведении только изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, ценообразование с учетом спроса и др.).

Телефонный опрос вузов г. Москвы показал, что лишь в некоторых из них есть структурное подразделение, занимающееся маркетингом, причем не маркетингом в целом, а лишь рекламой. Следовательно, можно сделать вывод, что пока что основное внимание в маркетинге образовательных учреждений уделяется только продвижению, в частности рекламе.

Тем не менее, для достижения направленных внутрь и вовне целей маркетинга образовательного учреждения должны разрабатываться согласованные со специфичной региональной ситуацией маркетинговые стратегии и различные для каждой целевой группы маркетинговые мероприятия. Мероприятия, как показывает практика, должны выходить за рамки классической рекламы и являться творчески разнообразными.

Учитывая, что маркетинговые исследования – основа для начала и формирования маркетинговой деятельности, то предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях и т.д., т.к. одной интуиции явно не достаточно.

К тому же необходимо создание информационных основ концепции управления всем образовательным учреждением. Таким образом, маркетинговые исследования – это основа для принятия управленческих решений.

Реализация функции маркетинговых исследований в образовательном учреждении напрямую зависит от философии образовательного учреждения, т.е. от того, пройден ли путь от бюрократии к клиентоориентированному подходу (по аналогии с ориентированным на потребителя поведением в сфере производства) в образовательном учреждении, а также от того, как маркетинговые исследования взаимосвязаны с процессом принятия решения в этом учреждении.

Здесь необходимо особо отметить, что элементы маркетинга являются своего рода буквами алфавита, а попытка выбросить из алфавита хотя бы одну букву сделает любую книгу плохо читаемой или вовсе непонятной. Точно так же отказ хотя бы от одного элемента маркетинга сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием.

Исходя из имеющегося практического опыта, можно сделать вывод, что основными функциями маркетинга образования являются маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации. Анализ предложения на книжном рынке показал, что книг, посвященных продвижению практически в два раза больше, чем книг, посвященных маркетинговым исследованиям. Что же касается книг по маркетингу образования, то они составляют порядка 1% от книг по маркетингу вообще. Причем на сегодняшний день практически не исследован вопрос о формировании системы показателей, характеризующих рынок образовательных услуг.

В связи со всем вышесказанным, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе целесообразности использования маркетинговых исследований в области образования.

В настоящее время образовательный комплекс работает в условиях рынка. Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения.

Вместе с высокими темпами развития образовательного рынка, появления новых форм оказания образовательных услуг, определяющих надобность исследования, существуют два момента, усиливающие необходимость более глубокого изучения рынка образовательных услуг: это отставание России по количеству студентов на 10 000 человек населения и обострение конкуренции между ВУЗами и другими образовательными организациями. Такое положение говорит о необходимости разработки новых подходов и направлений совершенствования организационно–экономического механизма функционирования рассматриваемого рынка. Поэтому возникает научная и экономическая задача, имеющая важное народнохозяйственное значение – задача глубокого исследования современного этапа развития и тенденций на рынке образовательных услуг.

Для комплексного решения данной задачи, в целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и образовательного рынка, возможно использование метода SWOT–анализа.

В рамках SWOT–анализа необходимо осуществлять активное изучение внешних конкурентных преимуществ образовательного учреждения с помощью следующих методов:

  • Анализ потенциальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющим степень заинтересованности в образовательных услугах, отношения к ценам, ассортименту образовательных услуг, выявления целевых сегментов, их типологии, ранжирования по приоритетности освоения учебным заведением:
  • мониторинг спроса на образовательные услуги: анкетирование на крупных и средних предприятиях, в техникумах, школах с целью выявления и анализа потребности в образовании, мотивации и эластичности предъявляемого спроса.
  • опрос посетителей образовательного учреждения (например, посетителей Информационного центра).
  • опрос посетителей выставок, посвященных теме образования.
  • опрос посетителей Дней открытых дверей, проводящихся в образовательном учреждении.
  • анализ социальных перемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка образовательных услуг.
  • Анализ востребованности выпускников в разрезе специальностей:
  • дифференцированное анкетирование студентов (о практической значимости учебных дисциплин, ассортименте пожеланий, проблемах трудоустройства, о том, как узнали о специальности и почему поступали в это образовательное учреждение) в разрезе: всех, работающих, выпускников настоящих и прошлых выпусков.
  • Изучение рынка труда с целью анализа ситуации на рынке труда, определения наиболее востребованных профессий, выявление требований предъявляемых работодателями к кандидатам:
  • мониторинг рынка труда.
  • опрос предприятий–работодателей.
  • Изучение конкурентной среды с целью лучшего позиционирования образовательного учреждения в системе аналогичных учреждений (на базе сегментации учебных заведений и определения нужного диапазона):
  • мониторинг конкурентов с составлением карты конкурентных позиций.
  • мониторинг конкурентов в части учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • анализ рейтингов образовательных учреждений.
  • Анализ зарубежного и отечественного опыта на рынке образовательных услуг.
  • Анализ правовой базы (систематический и комплексный).

Изучение внутренних конкурентных преимуществ включает в себя:

  • Опрос профессорско–преподавательского состава с целью выявления отношения преподавателей к уровню образования в образовательном учреждении
  • Анализ эффективности маркетинговой деятельности образовательного учреждения

Результаты, полученные в ходе этих исследований, ложатся в основу SWOT– анализа, который помогает ответить на следующие вопросы:

- использует ли образовательное учреждение внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если образовательное учреждение не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- являются ли слабости образовательного учреждения его уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- какие благоприятные обстоятельства дают образовательному учреждению реальные шансы на успех при использовании его квалификации и доступа к ресурсам? Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.

- Какие угрозы должны наиболее беспокоить и какие стратегические действия необходимо предпринять образовательному учреждению для хорошей защиты?

При формировании стратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:

    • уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,
    • создают конкурентные преимущества на рынке,
    • потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

Из этого можно вывести общее правило: образовательное учреждение должно накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости.

И на последок хотелось бы отметить, что исследование – не панацея от всех бед предприятия, а только инструмент для правильного их решения!

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА

О.С. Брюховецкий, Т.Л. Грацианова, А.А. Полуботко, О.А. Собин.

Московский государственный геологоразведочный университет

E-mail: bos@msgpa.msgpa.ru

Россия входит в число стран с высоким минерально-сырьевым потенциалом.

Минерально-сырьевые ресурсы России – одно из главных ее богатств. Их ценность составляет 25,6 трлн. дол., что превосходит ценность остальных природных ресурсов. Именно благодаря этому, сформировалась минерально-сырьевая ориентация экономики страны в сложный период ее перехода на рыночные условия хозяйствования.

Рыночные преобразования в стране коснулись геологоразведочных и горнодобывающих производств самым непосредственным образом. Это проявляется в формировании новых хозяйственных отношений, изменении процедур управления геологоразведочными работами на всех уровнях, включая их планирование, организацию и оценку эффективности.

В последние годы идет структурная перестройка системы управления минерально-сырьевым комплексом России.

Главная цель перестройки – повышение эффективности работы предприятий и организаций минерально-сырьевого комплекса в условиях экономических реформ и развивающихся рыночных отношений.

Однако содержание и формы этих работ пока затруднены из-за отсутствия разработанной государственной политики в области природопользования в целом и недропользования в частности. Пока отсутствуют государственные решения по определению рациональных масштабов государственного и рыночного секторов в производстве геологических работ, разграничения между ними задач геологического изучения недр и недропользования. Это обстоятельство является причиной многих проблем современных российских предприятий, в том числе и геологоразведочных.

К таким проблемам можно отнести неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

    • отсутствием стратегии и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
    • недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
    • низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;
    • неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.

Главной причиной этих проблем является дефицит знаний у руководителей предприятий по вопросам стратегического и оперативного управления в специфических условиях формирующихся в стране рыночных отношений в области геологического изучения недр и природопользования.

Проблема усугубляется тем, что единый процесс геологического изучения недр правительственными решениями разорван. Это является причиной того, что предприятия минерально-сырьевого комплекса страны, занимающиеся в условиях рынка геологоразведочными работами, могут иметь несовпадающие интересы. Это также требует от руководителей и специалистов более высокой управленческой и технологической квалификации.

В настоящее время, в условиях некоторого экономического подъема, руководители геологоразведочных организаций, сумевших адаптироваться к формирующимся рыночным отношениям в области природопользования, начали осознавать необходимость повышения квалификации персонала на основе программ дополнительного профессионального образования.

Такие программы есть во многих вузах. Чтобы наличие программ стало известно клиентам, вузы должны заниматься маркетингом комплексно.

Применительно к геологоразведочным предприятиям функция маркетинга программ дополнительного профессионального образования должна быть реализована вузом с учетом специфики геологоразведочного производства: научным характером работ, разбросанностью объектов, информационным характером получаемых результатов.

ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА В ИННОВАЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

Брюховецкий О.С., Назарова З.М., Собин О.А., Соломко Л.И.

Московский государственный геологоразведочный университет bos@msgpa.msgpa.ru

Наметившийся в России экономический подъем выявил среди предприятий достаточно многочисленную группу организаций, которые успешно адаптировались в формирующейся рыночной среде. В настоящее время в работе этих предприятий со всей остротой встала проблема дефицита управленческого ресурса. Эта проблема проявляет себя в форме недостаточных знаний и умений в области управления и отсутсвии способности реализовать их (если даже таковые имеются). Этот дефицит порожден противоречием между качеством знаний и управленческим опытом большинства руководителей и требованиями, которые предъявляют к качеству их знаний рыночная среда. Источник этой проблемы – несоответствие имеющихся у руководителей и специалистов управленческих знаний и среды, в которой знания надо применить. Острота вопроса усугубляется тем, что руководители наличие такой проблемы часто даже не осознают.

Такое непонимание может мешать им принять правильное решение при выборе: вкладывать деньги в замену оборудования, в разработку новых изделий или в обучение кадров. Настоящее обучение стоит больших денег. У команды профессионалов, будут и деньги, и новейшее оборудование, и выдающийся продукт. Каждый руководитель должен четко понимать, что в конечном счете привлекательный имидж предприятия создается персоналом, а конкурентоспособная продукция, высокие технологии и т.п. – это её следствие.

Попытки решать проблему дефицита знаний через подбор персонала не могут быть положительными, т.к. в любой эффективно работающей организации должна быть эффективно работающая система развития персонала.

Опыт показывает, что текущую эффективность предприятия можно повысить только за счет реализации профессионального потенциала сотрудников. Для этого сотрудники должны постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Как свидетельствуют оценки, систему развития персонала целесообразно строить в виде инновационного образовательного поекта. Такой подход позволит решить ряд вопросов:

    • обеспечить стратегическую направленность развития персонала;
    • даст возможность снизить сопротивление сотрудников неизбежным переменам;
    • позволит интегрировать работу персонала на основе участия всех сотудников в решении стратегических задач предприятия.

Очевидно, что в этом образовательном инновационном проекте функция маркетинга является ключевой, т.к. только она может обеспечить оптимальное решение перечисленных выше вопросов.

Такой образовательный инновационный проект может иметь форму бизнес-плана с широким использованием в нем методологии стратегического управления. В этом проекте есть возможность соединить прошлое, настоящее и будущее как основу для построения уникальной организации.

МАРКЕТИНГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ

Брюховецкий О.С. Михайлицына О.Ф. Назарова З.М. Собин О.А.Соломко Л.И.

Московский государственный геологоразведочный университет (МГГРУ).

Е-mail: bos@msgpa.msgpa.ru

Мировой опыт свидетельствует о все более широком применении интернета в сфере образования: увеличивается количество учебных заведений, которые применяют эту технологию, быстро растет количество предлагаемых курсов.

Преимущества открытого образования:

    • экономия материальных и финансовых ресурсов;
    • меньшая стоимость обучения;
    • большие возможности для совмещения учебы и работы;
    • возможность широкого общения с преподавателями и слушателями в процессе обучения.

Есть свидетельства того, что при открытом образовании повышается качество подготовки учащихся.

Однако такое обучение требует настойчивости, профессионализма для всех участников процесса на всех уровнях управления.

Для условий России эффективность этой работы может быть повышена, если шире использовать уже имеющиеся концептуальные и методические наработки (См. В.Тихомиров “Системные соглашения на пути к открытому образованию” “Вузовские вести” №2, 2000 г.) Предложенные подходы дают возможность каждому учебному заведению занять свою нишу на рынке образовательных услуг в формирующемся открытом образовательном пространстве России. При этом кооперация учебных заведений по профессиональному признаку позволяет приглашать наиболее опытных преподавателей, не отрывая их от места жительства. Расширяются возможности привлечения слушателей отдаленных регионов.

Особые перспективы получают программы дополнительного образования при профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров.

Однако высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг требует профессиональной постановки маркетинга как одной из важнейших функций управления образовательным процессом. В основу этой функции следует поставить решение проблемы узнаваемости среди клиентов программ дополнительного профессионального образования за счет широкого использования положительного имиджа учебных заведений, разработки и реализации понятий торговых марок и брэндов.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых